Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
Когда пишешь мрачняк и трэш что-нибудь неоднозначное, неизбежно найдутся люди, которые скажут, что это нехорошо и аморально. Не в сети, так в реале.
В общем, ни к кому их тех, кто читает меня здесь, не относится, но пусть лежит на всякий случай, а то вдруг пригодится. Ну и просто чтобы наконец сформулировать.

Итак.

Я не знаю, в чем смысл жизни. Как правильно жить, я тоже не знаю. Равно как и ту идеальную мораль, которая сделает всех людей счастливыми, а мир - справедливой и прекрасной утопией. Если бы я познала эту великую истину, честное слово, я бы ею непременно поделилась со всеми, ибо скрывать такое - преступление. И уж конечно, я не стала бы ни над кем издеваться, излагая истину в иносказательной форме в каком нибудь фанфике. Ведь это будет мало того, что своего рода шифр, так еще фанфики эти интересны только тем, кто "в теме".
Но увы. Никакой великой истины мне не открылось. У меня есть только мои собственные моральные принципы, которые только и исключительно мои, я никому никогда их не навязываю. Это моя система взглядов, местами четко не сформулированная, но интуитивно мне безусловно понятная, мой стержень, если угодно, то, что во многом формирует меня как человека. Но из этого совершенно не следует, что мне нужно идти и навязывать свои принципы окружающим, даже если мне они кажется хорошими. А окружающим могут не казаться, и поскольку абсолютной истины так никто и не постиг, вставать на табуреточку и вещать о том, как надо жить, я не хочу и не буду.
Так что ни один мой опус не имеет своей целью рассказать, как надо правильно жить, и какая должна быть в обществе правильная мораль. Ни один. Вообще.
Ни один один персонаж не пишется затем, чтобы стать всем примером и проводником моих собственных взглядов в чистом виде. Это просто глупо: приписывать человеку/существу, с совершенно отличной от моей биографией мои жизненные принципы. Не логично. Надо ведь не только придумать персонажу мировоззрение, надо обосновать, как оно такое сформировалось. Конечно, кое-какие совпадения могут быть, и даже сильные, но их можно смело считать случайностью. Словом, у меня вообще не водится идеальных героев, которые учат всех жить на своем примере. Неидеальных, которые учат жить - тоже. Не надо им это приписывать. Никогда.
Зачем я вообще что-то пишу? Да потому, что мне это нравится. Потому что я придумала сцену, сюжет, персонажа или еще что-нибудь и стала развивать свою мысль. Мне нравится сам процесс творчества, каким бы низкопробным не оказывался результат. Да, я далеко не хороший автор, но я ведь и не заставляю людей читать свои опусы. Кто на дух не переносит - не кушайте кактус, он же не вкусный.
Нельзя сказать, что я пишу только для того, чтобы нарисовать словами возникшую в голове картинку. Мне нравятся неоднозначные ситуации. Мне нравится ставить героя перед сложным выбором. Мне нравится описывать общества, сильно отличные от нашего, и продумывать, как люди в них живут и какими они в них становятся. Это действительно интересно, мне нравится неоднозначность, которая заставляет читателя задуматься: как же правильно поступить в такой ситуации? Кто их героев прав, а кто - нет? Кого из них стоит уважать, а с кем, живи они в нашем мире, по одной улице ходить противно? И вот, казалось бы, тут-то и должна быть та самая мораль. Тут-то хороший автор должен показать ответ на этот вопрос и тем самым научить читателя жизни.
Но я никого жизни не учу. Никакой морали тут нет, потому что я сама не знаю, как правильно. И сама хочу подумать. И посмотреть, как живые люди с заданными характерами и взглядами будут разрешать какую-то неоднозначную ситуацию. И необязательно в ней на коне окажутся добрые и хорошие. И необязательно самое честное и высокоморальное решение окажется действенным.
Тогда возникает закономерный вопрос: а какова ценность моих "творений"? Да никакой. Вся ценность - в моем удовольствии от написания и чьем-то удовольствии от прочтения. А если уж это кого-то действительно заставило задуматься - то вообще класс. Впрочем, и эта ценность сильно завышена, потому что это в планах у меня живые персонажи в интересных ситуациях. А в действительности получается унылое не пойми что, потому что хреновый из меня писатель.
В общем, суть такова. Не надо искать у меня мораль, а потом возмущаться, что она какая-то неправильная. Морали в моих опусах нет.
И если вам показалось, что вы ее нашли (да еще и неправильную!) - вам показалось.

@темы: творчество, фанфики, размышления, дыбр, если посмотреть вокруг

Комментарии
20.09.2015 в 14:35

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
А можно вопрос?)
Что такое "честное и высокоморальное решение", если морали нет?

И ещё один вопрос.
Вы не знаете идеальную мораль, но какая-то ведь у вас - есть? Безусловно, так. Вы ведь считаете что-то хорошим, а что-то плохим?
Не всегда, конечно, вы можете дать оценку той или иной ситуации, но какая-то система координат - есть? Но тогда как может она не попадать в текст - пусть даже невольно, не навязчиво, а фоном? Уже хотя бы то, что ситуация "неоднозначна" - это ваша оценка и ваша мораль, ведь для кого-то эта ситуация, возможно, будет весьма однозначной?
20.09.2015 в 14:45

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
naurtinniell, Что такое "честное и высокоморальное решение", если морали нет?
Честное и высокоморальное с общепринятой точки зрения. Или с моей, потому что разница, если не вдаваться в нюансы, не такая уж большая.

Да, конечно, как и любой человек, я могу оценивать что-либо только через призму собственного восприятия. То, что мне кажется сложным и неоднозначным, для кого-то может быть ясно, как день. Но я никогда не стараюсь свою собственную мораль декларировать в фанфике и пытаться впихнуть в него "воспитательную" функцию. Тем более, что моя, сформированная в нашем мире и в наше время, мораль запросто может быть вообще неприменима к тому, что описывается в фике. Я стремлюсь к тому, чтобы видно было принципы персонажей и общества, в котором они живут, а не мои личные.
Поэтому когда мне говорят "как же так, ты показываешь, что надо быть таким вот плохим-злым, наверное, ты и сама такая", я очень удивляюсь.
20.09.2015 в 14:49

Если тут всё плохо, то где-то ещё всё точно хорошо :)
Narwen Elenrel, :friend:
naurtinniell, прошу прощения, что вмешиваюсь и отвечаю на вопросы, заданные не мне. Но я бросила писать (не только фанфики, сколько, главным образом, оридж) именно потому, что я не хочу, чтобы в моём тексте про другой мир и других людей кто-то искал мою "моральную оценку" и "систему координат".
Не понимаю, почему люди не хотят читать то, что написано словами, почему пытаются вечно найти какой-то стопятидесятый смысл. По-моему, это что-то из разряда "диагнозов по аватарке". Очень часто, во всяком случае.
Да, можете меня считать аморальной дурой, например. Но с моей точки зрения любая ситуация будет неоднозначной. А умельцы делить мир строго на "чёрное" и "белое" меня... удивляют.
20.09.2015 в 15:04

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Narwen Elenrel, с последней фразой я вполне солидарна, это-то да, удивляет. Но я задала именно те вопросы, которые вызвал у меня манифест, очень бодро открестившийся от наличия любой морали)
А мораль и мнение автора в текст обычно просачиваются сами, вольно или невольно. При этом необязательно даже воспитывать; но ведь автор всегда что-то хочет сказать, значит, ему есть что сказать. Пусть даже задать вопрос, а не дать ответ - вы же физик, если я ничего не путаю, вы должны понимать, что правильно заданный вопрос - это половина ответа; это - тоже работа мысли. Я вот к чему.
ristelife, честно, я не знаю, кто у вас и что искал - правда не знаю, я не видела ваших текстов! - но если ситуация неоднозначна, значит, есть способы оценки?
И да. При чём тут деление на чёрное и белое? Это вообще к чему было? Или в вашем понимании иметь мораль - значит делить на плюс и минус?
20.09.2015 в 15:17

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
naurtinniell, а, все, поняла. Тут стоит просто пояснить термин. Говоря, что в моих фиках нет морали, я имею в виду, что там нет и не планируется никаких однозначных поучительных выводов. Мораль как свод жизненных ценностей и принципов, конечно, там есть: как мораль того общества, о котором фанфик, так и, да, действительно, неизбежно моя личная, хотя я стараюсь максимально от нее отстраняться.
20.09.2015 в 15:29

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Narwen Elenrel, тогда понятно.
Хотя я полагаю, что читатели с иными принципами всё равно почуют несогласие с вашими, а значит, будет поле для дискуссий, будут и обвинения. Увы, это неизбежно, если писать на сложные и спорные темы)
20.09.2015 в 15:36

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
naurtinniell, да, конечно, будут. Но сформулировать мысли на этот счет весьма полезно, как для одного конкретного обсуждения, так и на будущее)
20.09.2015 в 15:48

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Narwen Elenrel, это само собой)
21.09.2015 в 23:39

И будет небо там, где будем мы (с)
Narwen Elenrel, а что, кто-то уже искал и не нашел/нашел не то, а потом выкатил претензии? Или это на будущее?)
А так, я вижу у тебя в текстах идею "в любой непонятной ситуации)) превозмогай, и, возможно, тебе будет счастье." И я бы сказала, что это очень даже неплохая идея. Мотивирующая такмя.)
21.09.2015 в 23:47

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
Айлэмэ, да, нашлись люди, которые прочитали один мой фик по Вахе и ужОснулись))) Показать не могу, ибо в реале.

Ну да, пожалуй, это у меня и правда есть. Но не потому, что я пытаюсь до кого-то донести эту мысль, а потому, что мне просто интереснее про тех, кто превозмогает)))
22.09.2015 в 00:00

И будет небо там, где будем мы (с)
Narwen Elenrel, а, бывает. Но в реале, наверное, даже проще объяснить.

Так оно само доносится. Хочешь - не хочешь, а что-нибудь точно донесется.)
22.09.2015 в 00:09

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
Айлэмэ, это да, но мы все равно друг друга недопоняли)

Тоже верно, и это, похоже, как раз то, о чем говорила naurtinniell. Для меня идея "превозмогай, и будет тебе... ну не обязательно счастье, но хоть какой-то результат" настолько естественна, что я ее везде пихаю, и сама того не замечаю)
22.09.2015 в 00:45

И будет небо там, где будем мы (с)
Narwen Elenrel, ну да, я с этим согласна. Человек же в любом случае имеет свои взгляды на то и на се и, когда пишет что-то художественное, не может их не выразить.
22.09.2015 в 01:31

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
Айлэмэ, ну да, как ни старайся отстраниться от собственных представлений, идеал недостижим)))
22.09.2015 в 13:00

И будет небо там, где будем мы (с)
Narwen Elenrel, а зачем от них отстраняться-то?) Тогда будет сводка новостей, хотя и там отношение к событиям часто проявляется... Тогда заявление какое-нибудь. "Нижеподписавшийся," "вышеупомянутый"... Вот это идеал, в таком случае.))
22.09.2015 в 13:01

И будет небо там, где будем мы (с)
Narwen Elenrel, а зачем от них отстраняться-то?) Тогда будет сводка новостей, хотя и там отношение к событиям часто проявляется... Тогда заявление какое-нибудь. "Нижеподписавшийся," "вышеупомянутый"... Вот это идеал, в таком случае.))
22.09.2015 в 14:42

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
Айлэмэ, не совсем. Я просто стремлюсь к тому, чтобы в тексте было меньше меня и больше персонажей. Или даже не так: меня, конечно, там всегда будет много, но чтобы незаметно)
22.09.2015 в 15:01

И будет небо там, где будем мы (с)
Narwen Elenrel, понятно, чтобы не было дидактичности. Ну да, согласна. Читатели - люди взрослые, и что такое хорошо, что такое плохо, вроде как, должны и без фичков знать. А уж коли не знают, фички им точно не помогут.
22.09.2015 в 15:49

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
Айлэмэ, ну вот да) и смотрятся эти поучения, мягко говоря... странновато)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail